Археологические раскопки доказывают, что с древних времен около озера Байкал жили люди. И, конечно, они верили в разных потусторонних существ. На территории озера до сих пор распространен шаманизм, а после нашествия монголов появился буддизм.
Шаманизм на Байкале
Шаманизм — это древняя форма религии, связанная с одушевлением природы. Каждое погодное или иное явление ассоциируется с духом. Общение с потусторонними силами происходит через приближенного к божеству человека – шамана.
С бронзового века жители Прибайкалья придерживаются данной веры. Верховным духом они считают Вечно Синее Небо или Хухэ Мунхэ Тэнгри, но также поклоняются другим «мелким» богам.
Каждая местность, гора, река, озеро, скала имеет своего эжина, то есть духа-покровителя. Они изображаются с помощью статуэтки из дерева, камня или металла – онгона. Считается, что в такой скульптуре живет покровитель семьи, рода или ремесла. К онгонам относятся с трепетом и уважением.
Это религиозное учение подразумевает деление окружающего мира на 3 уровня: верхний (в нем живут божества), средний (мир людей) и нижний (мир мертвых).
Посредником между мирами является шаман. Это слово обозначает «иступленный, возбужденный человек». Служители культа доводят себя до состояния транса и в нем могут говорить с духами.
Согласно легенде, первым шаманом является сын божества, спустившийся на землю в облике орла. Поэтому эта птица остается почитаемой среди жителей Прибайкалья до сих пор. Чтобы стать шаманом необходимо иметь утху, то есть предка той же профессии. Сакральные знания передаются от отца к сыну и не фиксируются на письме.
Шаманы не имеют специально построенных сооружений для поклонения, для них природа является единым храмом. Ритуалы и проводятся на открытом воздухе в священных местах. Такие мероприятия на бурятском языке называются тайлаганы, во время них приносят жертвоприношения и дары богам, чтобы задобрить их.
До сих пор среди жителей окрестных городов и туристов распространена традиция: перед приездом к озеру необходимо задобрить местного духа Бурхана, иначе он принесет плохую погоду или другие неприятности.
«Бурханить» — значит делиться с божеством. Раньше для этого ритуала использовали молоко или зерно, теперь чаще всего применяют спиртные напитки. При выполнении обряда нужно окунуть палец в рюмку и разбрызгать капли по четырем сторонам света и себе под ноги, остальное нужно выпить. Если вы не пьете – ничего страшного, на Байкале бурханят чаем, соком, минералкой. Главное, чтобы помыслы человека оставались чистыми.На Байкале распространена вера в «древо жизни», свойственная мировой мифологии. С этим сакральным явлением связывают сэрге – столб для коновязи. Он разделен на три части, которые символизируют небо, землю и мир мертвых. Сэрге сооружается два раза в жизни человека: после свадьбы и после смерти человека. Его ни в коем случае нельзя разрушать, таким образом можно прогневать духов. Место для приношения духам в байкальском шаманизме называется бариса.
Традиционно около таких мест и устанавливается сэргэ. Именно возле бариса следует бурханить. Но так как вся природа считается храмом, это не обязательное к исполнению правило.
Буддизм на Байкале
Если на западном береге озера до сих пор распространен шаманизм, то на восточном под влиянием монголов люди обратились к буддизму. Вместе с этой религией на территорию Бурятии и Иркутской области проникли традиции народов Тибета и Монголии.
В основе этого вероисповедования лежит убеждение, что человек может достигнуть просветленного состояния путем отказа от материального и использования духовных практик.
Буддизм во многом способствовал развитию медицины и письменности в этих регионах. Сформировались медицинские школы или манба-дацаны. Там не только перепечатывались классические труды, но и создавались новые.
Главным святилищем в прибайкальском буддизму считается Иволгинский дацан. Он был построен в 1947 году. Прежде чем войти в храм необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом молитвенные барабаны (или хурдэ). Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды.
С традициями буддизма связан главный праздник Прибайкалья – Сагаалган. Это своеобразный Новый год. В этот день в дацанах собирается много людей. Они сжигают старые вещи, считается, что, сгорая, они уносят грехи прошедшего года.
В начале июня, когда закончены посадочные работы, а сенокос еще не начался, устраивают праздник «Сурхарбаан». Это мероприятие можно назвать спортивным. Само название переводится как «стрельба в сур» (кожаную мишень), и это главное развлечение.
Кроме того, местные жители участвуют в конских бегах и борьбе. Обязательная часть программы этого дня – исполнение народного танца – ехора. Первоначально это магический танец по ходу солнца. Исполняется под припевные слова-заклинания. Можно заметить, что эта традиция связана прежде всего с шаманизмом, хотя выполняется в буддийский праздник.