Сегодня правильно использовать самоназвание «тунгусы» только в историческом контексте. Официальное определение народа — эвенки — появилось в 1931 году. И очень трудно выбрать единую теорию их происхождения, потому что все эти теории крайне противоречивы и неоднозначны. Тем не менее, одна из самых распространенных версий гласит, что прародина этого народа находится в Забайкалье. В настоящее время представители этого коренного населения Российской Федерации проживают в Иркутской области, Красноярском и Забайкальском краях, Якутии, Бурятии, Монголии и Китае …
Современные исследования отмечают, что у эвенков никогда не было единого культурного пространства. Все зависело от их хозяйственной деятельности — оленеводство, охота или рыбалка.
Эвенкийский автономный округ существовал в качестве отдельного субъекта Российской Федерации до 2007 года (сейчас он входит в состав Красноярского края). Это далекая и таинственная земля, куда может отправиться только подготовленный мужественный путешественник.
Эвенки издревле жили у Байкала и постоянно кочевали, о них говорили: «эвенки везде и нигде». В культуре эвенков в первозданном виде сохранились многие элементы прошлого. По мнению ученых, эвенки прямые наследники культуры каменного века у Байкала. К приходу русских у них сложились три основных культурных типа, которые различались по роду занятий: охотники, оленеводы и конные.
В настоящее время эвенки признаны одним из малочисленных народов Севера.
У эвенков частично сохранились патриархально-родовые традиции эвенков: обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам; самое удобное место в чуме на противоположной стороне двери предназначалось только для гостей. Гостем считался всякий, кто переступал порог чума. Гостей угощали лучшей пищей, с гостем нужно поделиться даже последним куском мяса. Наиболее торжественно проходит у эвенков весенний праздник икэн, посвященный наступлению лета – «появлению новой жизни» или «обновлению жизни».
Места обитания
Среда обитания покрыта густыми лесами, полными лосей, дальневосточными оленями, белками, лисами, зайцами, волками и медведями. Эти животные служат повседневной пищей для эвенков; шкуры животных используются для пошива одежды, для уплаты дани (налог в натуральной форме, уплачиваемый народами Сибири и Севера, главным образом в мехах), в то время как остальные животные подвергаются натуральному обмену на хлеб, порох, свинец, даба и нанкин (разновидность ткани).
Горные вершины, называемые «лысыми горами», в основном покрыты постоянным снегом, и только те лысые горы, которые не особенно высоки, избавляются от снега в последние дни июня. Местные лысые горы отличаются тем, что иногда там можно поймать соболей лучшего качества — они лучше как по темному цвету, так и по мягкости меха, эти животные также известны как «каменные» соболи.
Жилища эвенков
Хижина эвенков не обеспечивает ни много места, ни каких-либо других удобств, кроме простоты ежедневной транспортировки и установки на новом месте. Ковры, сделанные из кожи оленей или диких коз, служат в качестве кроватей. Котел, несколько деревянных мисок и ложек, корзины из бересты составляют целые домашние вещи тунгусов, содержащих оленей. Их вещи также включают в себя колыбели для младенцев из бересты. Младенцы с поясом лежат в тех колыбелях, которые висят на одном из столбов хижины, и во время путешествия эти колыбели прикрепляются на боку оленя, когда ребенок сосет кусок жира, привязанный к палке, так что ребенок не мог полностью проглотить этот питательный жир.
Одежда эвенков
Сапоги из оленьей кожи, брюки из лося, синие рубашки из ткани — обычные аксессуары национальной одежды тунгусов для мужчин и женщин. Летом тунгусы носят короткие тканевые кафтаны, причем женщины предпочитают синий и зеленый цвета; и зимой они носят короткие оленьи или козлиные шубы, как правило, с шерстью вверх. Тунгусских мужчин можно отличить от тунгусских женщин только по количеству кос: мужчины носят одну короткую косу на затылке, а женщины имеют две косы с обеих сторон лица.
Обычаи эвенков
Когда ребенок рождается, Тунгусы дают ему или ей имя первого человека, который входит в жилище, или имя первого животного, с которым столкнулись родители ребенка. На этом мероприятии не совершается никакого религиозного обряда. Многие тунгу приняли православие, но большая их часть придерживается жестокого шаманизма. Церемония бракосочетания проводится так же, как и в бурятской традиции. Они ищут невесту, часто в детстве, платят за нее богатство невесты в шкурах оленей или животных. Если у жениха есть сестра, а у невесты есть брат, то они обменивают своих невест без оплаты богатства невесты.
Накануне свадьбы друзья невесты — молодые девушки — приходят к ней домой и танцуют всю ночь напролет. В день свадьбы они выбирают поляны и открытые пространства для установки хижины. В этот же день невеста со всеми своими родственниками и гостями навещает жениха. Когда вся еда съедена и все напитки закончены, отец жениха идет к нему в жилище, надевает шубу, но пристегивает поясницу так, чтобы шуба не цеплялась за его грудь. Он сидит у костра в ожидании невесты, которая берет тертый вареный жир, входит в хижину «ураса», бросает жир в своего свекра, а если жир падает под его шубу, на его открытую грудь, невеста признана праведной девушкой. Все гости вынимают этот жир из груди свекра — этот жир считается лучшим угощением.
В случае чьей-либо смерти тело мертвого некрещеного Тунгуса переодевается в одежду и увозится в лес, кладется на землю и покрывается множеством сухих упавших сухостой и веток. Затем они подожгли эту кучу веток и дали ей сгореть; Часто случается, что полусожженные тела позже съедаются дикими животными.