На острове Ольхон есть необычная скала, которую коренные народы с незапамятных времен ценили, и люди приезжают со всего мира, чтобы ее увидеть. Это замечательное творение Байкала имеет много названий: мыс Пещерный, мыс Шаманский, скала Шаманка, мыс Бурхан. Исторически так называлось мыс Шаманский, Шаманка. Когда шаманизм был вытеснен буддизмом, было принято новое название священного места Буруат — Бурхан (в бурятском — «ойхон-эхе-бабай»). Сегодня мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника.
Расположение мыса Бурхан на острове Ольхон
Бурхан расположен в центральной части западного побережья Ольхона, в Прибайкальском национальном парке , недалеко от поселка Хужир. Путь от края Хужира незаметно ведет к длинному мысу, оканчивающемуся на крутом склоне, ведущем прямо к скале Бурхана.
Две белые мраморные скалы Бурхана, связанные впадиной, покрыты ярко-красным лишайником, подчеркивающим белизну мраморных скал. Вершины скал слегка изогнуты в сторону Приморского хребта, словно готовы противостоять «горному» — худшему из байкальских ветров . На протяжении многих веков вода и ветер вырубали открытую пещеру через бурханскую скалу ближе к берегу, также называемую Шаманский.
Древние шаманские обряды на мысе Бурхан
В древние времена на Бурхане совершались религиозные жертвоприношения Владыке Ольхона, Угуте-нуону, который, как считается, обитал в пещере мыса.
Угуте-нуон был самым свирепым и самым почитаемым богом Байкала. Вот как отношение местных жителей к Бурханской и Шаманской пещерах было описано в 1890 году Владимиром Обручевым:
«Суеверный страх, который жители Ольхона испытывают по отношению к пещере, является самым примечательным: проезжать мимо Шаманской скалы на колесах недопустимо и разрешено только верхом или на санях; если в одном из кланов есть покойник, члену этого клана запрещено проезжать мимо пещеры в течение определенного периода времени ».
Сама пещера представляет собой небольшую камеру высотой около 3-4 метров на западной стороне Бурхана. Узкий восходящий проход ведет к восточной стороне скалы. Пещера, как и сам Бурхан, считалась священной для первых жителей острова. Позже ламы использовали его как буддийское святилище. Даже Русская православная церковь не осталась равнодушной — какое-то время икона Николая Чудотворца висела в пещере.
Легенда гласит, что шаман, проходя через пещеру, вызывал святой страх среди верующих, которые не знали о существовании сквозного прохода. Вероятно, в этой легенде немного больше правды, чем в той, в которой говорится, что где-то недалеко от Бурхана или даже в самой Шаманской пещере находится могила Чингисхана.
Богатая история Бурхана привлекла внимание не только русских, но и зарубежных археологов. В 1975 году была предпринята совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов которого стала гипотеза об азиатском происхождении коренных народов Северной Америки.
Археологические открытия на Бурхане
Ряд археологических открытий был сделан на самом Бурхане и рядом с ним. Впервые Шаманская пещера была исследована и описана Яном Черским в 1879 году. Позже там были найдены монеты 18-го века, а в 1989 году были сделаны обширные раскопки и предметы, относящиеся как к недавнему прошлому (17-19 вв.), Так и к неолитическим временам ( 5-3 тыс. Лет до нашей эры). Некоторые из находок находятся в музее Хужира.
Еще больше археологических находок было сделано во время раскопок перешейка, соединяющего Бурхан с островом. Доисторический лагерь, более десяти могил, относящихся ко времени неолита и бронзового века (5-2 тыс. Лет до нашей эры), и многочисленные предметы: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, каменные предметы, кости, железо, бронза, золото и другие.
Доисторические люди ценили красоту природы. Когда они оставляли свои следы на скалах Бурхана, они не делали этого дерзко, как некоторые из наших современников, которые деградировали по сравнению с этими пещерными людьми. Согласно рассказам Яна Черского в 1879 году и Павла Хорошых в 1924 году, на скалах Бурхана, обращенных к Хуржиру, были обнаружены тибетские надписи 18 и 19 веков, следы которых еще можно было различить в 50–60-х годах прошлого века. , Эти надписи не сохранились до наших дней.
К востоку от входа в пещеру Павел Хороших обнаружил наскальную живопись, которую он считал алмазом. Картина представляет собой удлиненный овал, внутри которого была проведена горизонтальная линия, а также две наклонные линии изображены слева и справа от овала. Не удалось определить, когда было сделано изображение.
Еще один рисунок был обнаружен Александром Тиваненко в начале 1980-х годов. Рисунок шамана с бриллиантом в правой руке и колотушкой в левой выполнен в красной охре и расположен в 5 метрах слева от входа в Шаманскую пещеру. Этот рисунок также был невозможен на сегодняшний день.